воспитание щенка

Воспитание щенка – принципы, методы, распространённые ошибки.

Воспитание щенка начинается с рождения.

Воспитательный процесс начинается сразу после рождения. Слепого, беспомощного, его начинает воспитывать сука-мать. Она вылизывает щенков, приучая их твёрдо стоять на лапках. В дальнейшем это тактильное воздействие становится эквивалентом ласки. Если разбаловавшееся дитё переходит некие границы, мать одёргивает его. Вначале недовольным возгласом, затем, если нужно, может встряхнуть его за шкирку. Это самые первые шаги в воспитании.

Принеся щенка домой, вам придётся заменить молочную маму, обеспечив самому воспитание щенка. Вам нужно чётко определить правила общежития в вашей семье. И следовать им очень-очень последовательно. С самого начала нужно объяснить щенку, что ему можно, а что нельзя. Для малыша 1,5-2 мес. возраста остаются привычными те методы, которыми пользовалась мать. Вместо вылизывания, вы примените оглаживание, добавите к этому голосовое общение и похвалу. Если нужно не поощрить, а наоборот, одёрнуть – нужно это тоже сделать голосом. Просто меняется интонация с ласковой на строгую, чуть громче. Если эффект не достигнут – также можно встряхнуть щенка за загривок. Осторожно, но чувствительно.

Воспитание щенка в новом доме.

Лишение матери, братьев, сестёр для малыша будет настоящим шоком. И вам нужно будет заменить их всех вместе взятых – одному и сразу. Это непросто.

В первую ночь не стоит заменять тепло мамы своей постелью. Конечно, даже самый удобный и мягкий коврик её тоже не заменит. Но вот тут нужно проявить твёрдость. Коврик можно временно придвинуть к месту своего сна – в пределах вытянутой руки. Под бок щенку в первую ночь можно подложить тёплую грелку.

После первых прививок щенок должен начать прогулки. Это будет означать приучение его к правильному туалету, к поводку и ошейнику. О методиках этого есть отдельные статьи. Следует также с самого раннего возраста приучать щенка к ощупыванию, осмотру зубов, находясь на руках хозяина. К 3 месяцам осмотр зубов не должен вызывать проблем.

воспитание щенка

Воспитание щенка и начальная дрессировка.

Кроме того, воспитание щенка включит в себя приучение к кличке и к основным командам. Это будет основа для будущей дрессировки собаки. Первым командам вы будете учить питомца сами. Начать следует с клички. Когда щенок к ней привыкнет, начать осваивать «ко мне» (вначале дома, а потом и на прогулках) и «фу» (или «нельзя»), «сидеть». Самые важные. Ими вы и будете оперировать в процессе будущего воспитания. К команде «место» тоже приучают с первых дней, относя туда щенка, давая при этом ему лакомство, игрушки, поощряя голосом и постепенно добиваясь, чтобы он спал там постоянно.

К кличке и команде «ко мне» следует приучать щенка, используя кормление и игру. Позднее можно приучить щенка подходить и садиться у левой ноги при помощи лакомства и поводка при выполнении команды «ко мне». Если нет уверенности в правильности обучения командам, лучше проконсультироваться у специалиста, как всё выполнить, не рискуя наделать ошибок.

Помните: дрессировка собак требует налаживания только позитивного контакта.

Примеры ошибок:

Категорически недопустимо наказывать щенка, подошедшего к вам по вашей команде! Даже если он как следует набедокурил перед этим. Хотите ЗАСЛУЖЕННО наказать – не поленитесь подойти сами.

На «месте» щенка не наказывают. Это его убежище, как бы он ни провинился в ваших глазах. Там он должен быть в полной безопасности.

Щенок не должен наказываться поводком или ошейником.

Приучая не брать угощение у чужих, недопустимо просить кого-то предложить щенку лакомство, а вместо этого ударить его. Это РЕБЁНОК! Такие методы применимы только к взрослым собакам! Можно лишь попросить отпихнуть щенка и спрятать предложенное угощение.

Грубейшей ошибкой станет подзыв щенка с лакомством, но, когда щенок подошёл – не дать ему вкусняшку. Так можно перечеркнуть недели упорных дрессировок.

Команда «фу» или «нельзя» произносится резким отчётливым суровым голосом. Команда «ко мне» — наоборот, ласково! Повторюсь: если ваш питомец что-то натворил – не нужно подзывать его к себе этой командой. Потому что, подойдя по команде, он должен получить от вас поощрение. А ни в коем случае не наказание за проступок. Это ОЧЕНЬ важный момент, который нельзя нарушить даже единожды.

Воспитание щенка для защитно-караульной службы.

Здесь есть ряд особенностей в воспитании. Нужно учесть те особенности породы, которые закреплены путём селекции. Это агрессия к другим чужим собакам. Это непримиримая защита членов семьи на прогулке. Для охранных пород – защита и охрана дома и своей территории. У охотничьих пород заложенная в них межвидовая агрессия тоже может доставить проблемы. Нельзя таких собак начать наказывать за то, что в них специально заложено. Вообще, при выборе породы своей собаки, нужно максимально познакомиться с особенностями данной породы. И решить, подходит ли это лично вам. Ошибки в таких вопросах, как правило, очень дорого стоят.

Воспитание у щенка недоверия к посторонним.

В возрасте до 6-8 месяцев даже у заведомо агрессивных пород щенки не проявляют злобы или агрессии, это появляется позже и воспитывать такие качества раньше времени нельзя. Иначе можно получить трусливую собаку или неуправляемо злобную. Воспитание щенка предполагает в этом возрасте делать упор на смелость. Подрастающий питомец должен усвоить, что ему нет повода бояться ни собак, ни людей, быть к ним безразличным. Следует стараться как уберечь его от возможных врагов, так и развивать в нём уверенность. Если пёс излишне ласков, посторонних следует попросить оттолкнуть его, не подзывать и не ласкать его самим. Если у питомца проявляются элементы агрессии – нужно сдерживать его в таких проявлениях, одёрнуть, но не наказывать. Поощрять можно лишь явную и очевидную охрану хозяина.

Следует жёстко пресекать любые проявления агрессии на хозяина и членов семьи. Только-только показал зубы – немедленно чувствительный шлепок по морде. Хозяин должен свободно брать пищу из миски во время кормления. В случае протестных агрессивных проявлений (рычание, ощеривание зубов) щенок немедленно лишается пищи до следующего кормления. Да ещё слегка дать по мордашке. Не «погладить», а именно чувствительно шлёпнуть.

Нельзя натравливать щенка на других животных или чужих собак. Злобу у щенка нельзя начинать развивать раньше, чем будет полностью освоен курс общего послушания.

Бихевиористическое воспитание щенка.

Ряд зоопсихологов придерживается методик воспитания без использования наказаний, отрицая полностью их необходимость. Воззрения спорные. Они имеют ряд своих доводов, сторонников. В каких-то случаях это может действительно работать. Но не во всех. Такие специалисты рекомендуют придерживаться ряда правил. Суть их – не наказывать, не одёргивать, не повышать голоса. Воспитание щенка должно обеспечиваться только на поощрении, на играх, лакомстве, игрушках, общении. Эта тенденция стала модной и получила ряд сторонников. Только вот результаты часто плачевные.

  1. Подойдут ли такие методы именно вашей собаке – должен определить специалист. В этом случае он должен расписать программу воспитания «на все случаи жизни». И непосредственно принять в этом личное участие.
  2. Модные гуманистические методы подойдут отнюдь не всем. Это надо помнить. Есть породы и отдельные особи, которых нельзя так воспитывать – результаты бывают порой даже трагичные.
  3. Лично мы вообще отрицательно относимся к этому. Хотя упомянуть об этом нужно. Это же как вегетарианство: для одних дань моде, для других заработок… А польза весьма и весьма спорная. Третьи прибегают к этому просто по своей доброте и сердоболию, очеловечивая собак. Качества прекрасные, но, увы, порой мешают воспитанию животных с исходными задатками хищников.

Понятие поведенческой модели.

Для этого есть понятия критерия, формирования и цели. Цель – та модель поведения, которую вы хотите достигнуть. Формирование – это процесс создания этой поведенческой модели. Критерии – это те признаки, по которым вы сможете судить, на какой стадии этого процесса вы находитесь. Каждый сеанс тренировки должен сопровождаться подкреплением – отрицательным или положительным. Их рациональное сочетание называется вариативным подкреплением.

Принципы воспитания.

  1. Переходите от одного критерия к другому очень постепенно, не стремитесь достичь сразу всех высот. Идите вперёд маленькими шажками. Используйте подкрепление своевременно, не лишайте щенка шансов получать поощрение во время сеанса тренировки.
  2. Занимайтесь только одной целью. Нельзя пытаться достичь нескольких целей одновременно.
  3. Формирование должно сопровождаться выработкой устойчивого результата. Добейтесь закрепления эффекта, прежде чем повысить критерий. Воспитание щенка – это постоянное повторение пройденного.
  4. Добавляя новые задачи (критерии, аспекты), следует временно ослабить прежние. Но не отказываться полностью от повторения пройденного.
  5. Составьте примерный план формирования, с опережением. Если ваш питомец будет очень быстро осваивать команды, вы будете знать, что делать дальше.
  6. Нельзя менять специалиста во время процесса формирования. Если их несколько – каждый должен добиваться одной своей цели. Воспитание щенка не должно протекать по типу «лебедь, рак и щука».
  7. Если метод формирования оказался неэффективен – прибегните к другому. Методов много, как и специалистов, их практикующих.
  8. Нельзя прервать сеанс воспитания или тренировки без положительного подкрепления. Воспитание щенка должно основываться на положительных эмоциях.
  9. Если на каком-то этапе замечено ухудшение результатов, следует вернуться назад на одну ступень. Заняться этим как бы на более ранней стадии. При этом быстро пройти и повторить пройденное.

Психофизиологические моменты воспитания щенка.

  1. Целью воспитания является развитие общей и игровой активности, жизнерадостности и хорошего жизненного тонуса. Для служебных пород это также недоверчивость к чужому, управляемая злоба. Или развитие других необходимых в будущем породных особенностей. В зависимости от планируемого использования.
  2. Воспитание щенка должно помогать правильному психофизическому развитию. Нормальному росту и работе органов чувств.
  3. Нежелательно воспитывать, да и вообще, содержать вместе щенков разного возраста и разных пород. Учитывая различие к ним воспитательных требований, неизбежную конкуренцию и доминантные устремления.
  4. Нельзя надолго оставить щенка в одиночестве. Воспитание щенка должно сопровождаться игровым процессом. Это поможет развивать быстроту реакции и движений, умственное развитие. Общая двигательная активность – необходимая основа для формирования костяка.
  5. Правильное питание – важный аспект воспитания щенка. Вреден перекорм, также следует контролировать стул. По его состоянию можно судить о самочувствии – это скажется и на тренировочном процессе.
  6. Воспитание щенка проходит в постоянном общении с хозяином – воспитателем. Щенок научится понимать интонацию, значение отдельных слов и фраз, наладятся контакт и доверие. Но нельзя забывать о потребности щенка в дневном сне – препятствовать этому недопустимо.
  7. Воспитательный процесс несовместим с излишне громкими окриками и, тем более, ударами.

Воспитание щенка и отрицательное подкрепление.

Воспитание щенка сопровождается не только поощрениями. Для многих владельцев свойственно отругать собаку по поводу и без повода. Но эти методы, хоть и нужны, тоже работают не всегда. Поэтому есть ряд причин, почему это может не работать.

Как нельзя ругать щенка.

Собака не понимает смысла вашей произвольной речи. Ей доступно понимание отдельных слов, некоторых знакомых фраз, ряда выученных команд. А из вашей эмоциональной тирады до неё дойдёт только смысл гневной интонации. Поэтому она не поймёт, О ЧЁМ вы ей «лаете». Часто можно добиться реакции испуга. Если уж ругать – то короткими отрывистыми фразами, знакомыми собаке. Собственно, крик должен быть явлением исключительным.

Когда нельзя ругать щенка.

Частая несвоевременность ругани. Особенно, если вы пришли домой и обнаружили результаты проступка вашего щенка. Крик, ругань – щенок не поймёт, за что. Его эмоцией будет радость при встрече хозяина – он же в ответ обругает. Собака, конечно, опустит хвост и глаза, пригнёт лапы, всем видом показывая знаки примирения и подчинения. Но вовсе не признания какой-то вины! Ваш гнев в её глазах в любом случае окажется незаслуженным. И уж конечно же, не оградит вас в будущем от повторения тех же проступков. Если уж ругать – то только когда вы застигнете собаку прямо на месте преступления, причём незамедлительно.

За что нельзя ругать и наказывать.

Несоответствие наказания (ругани) поведенческим моментам. Если собака прыгает на гостя или лает на шум за дверью, к примеру. Разве гневный крик исправит её поведение? Да никогда в жизни. Воспитание щенка и ругань, как правило, несовместимы. Можно временно подавить какой-то жест, всего лишь. Ведь нужно понять, почему собака так поступает. К примеру, охранять жилище или радоваться гостям – это же естественные проявления. Можно ли ругать собаку за такие вещи? Ни в коем случае. Результатом вскоре будет, что пёс вообще перестанет реагировать на ваш окрик. При этом все ваши недовольства так и останутся нереализованными.

Гнев может увеличить страх.

Для кого-то ваш гнев, как с гуся вода. Но есть и более тонкие собачьи натуры. Таким щенкам вы реально рискуете нанести психотравму. Таким питомцам порой достаточно сердитого взгляда. Вызванная же реакция страха не будет иметь никакого воспитательного эффекта. Только будет портить психику собаки при повторении такого воздействия раз за разом. Такие собаки вместо изменения поведения будут предпочитать полное бездействие, опасаясь очередного выговора.

Ругань может поощрять вредные привычки.

Если жест, с которым вы хотите бороться криком, вызван страхом – вы рискуете только всё усугубить, вызвав ещё больший страх. Если вы решаете наорать на лающую за окно собаку – ваш крик может быть воспринят неадекватно. Как присоединение к лаю собаки, выражение солидарности с ней. Результат будет полностью противоположен вашему желанию.

Таким образом, ругань и крик – это вообще «НЕ ТЕ» методы. Воспитание щенка требует большого терпения. Да и вообще – любое отрицательное подкрепление должно очень соответствовать проступку. Этим нельзя злоупотреблять. И всегда реагировать не на проявления, а искать их причины, и думать, как их изменить.

И ещё важно: недопустимо наказание спустя некоторое время после проступка – ТОЛЬК СРАЗУ ЖЕ. Иначе малыш просто не поймёт, за что – и это будет уже не наказанием, а незаслуженной обидой, и не будет иметь никакого воспитательного воздействия. Упустили время – не наказывайте, даже голосом, как бы ни хотелось.

Воспитание щенка и положительное подкрепление.

Что такое избалованная собака.

Чаще всего так называют собак со сформированными вредными привычками. Например, отсутствие послушания, избыточная разборчивость в пище, попрошайки, облаивание прохожих. Но чаще всего это те собаки, которых неправильно наказывали: несвоевременно, непоследовательно. Пример: собака грызёт обувь. Раз утащила, два погрызла – хозяин терпит. Тапочки покусала – ладно, переживём. Но вот добралась до выходных туфель… Всё. Восстановлению не подлежат. И тут терпение лопнуло. Наказание может быть даже жестоким! Знакомый сценарий? Примерно понятна цепь поступков и реагирования на них? ДО ТУФЕЛЬ что делал хозяин? Изо всех сил баловал собаку. Дал понять, что это МОЖНО. И в итоге – за что же было наказывать? Щенку не понять, почему раньше было можно, а теперь нет. Он не увидит разницы между новыми туфлями и старыми тапками. И те, и другие ПАХНУТ ЛЮБИМЫМ ХОЗЯИНОМ! А любимый хозяин его почему-то подошвой да по морде…. Вот пример непоследовательности, несвоевременности, и даже ещё и неадекватности наказания. В итоге поведение щенка может только ухудшиться.

Как не избаловать собаку.

То есть как не создать предпосылок для возникновения проблем с поведением.

  1. Не забудьте о важности своевременной социализации щенка (отдельная статья).
  2. Воспитание щенка – это ещё и контроль здоровья. Частая причина поведенческих проблем – проблемы со здоровьем. Например, нечистоплотность, копрофагия, некоторые виды агрессии.
  3. Обеспечьте те свободы собаки, которые должны быть в её жилище. Так называемые, «5 свобод». Это свободы от:
  • Жажды и голода.
  • Дискомфорта (личное место либо будка, ограничение от домогательств детей).
  • Травм и болезней.
  • Горя и страданий. Контакт с хозяином, общение с ним и членами семьи на основе доброты, доверия. Внимание друг к другу, взаимная любовь.
  • Для реализации своего поведения, типичного для своей породы. Охота для охотничьих пород, охрана для охранных и т.п. Помимо этого собаке нужны прогулки, общение с сородичами, игры, занятия, спорт, дрессировки и прочее.
От собаки, живущей в ненормальных условиях, нельзя ожидать и нормального поведения.
  1. Введите правила, понятные собаке и посильные для неё. Добивайтесь их исполнения постоянно, не делая исключений. То, что разрешено – должно быть разрешено всегда. И наоборот. Нужна ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ.
  2. Правильному на ваш взгляд поведению нужно учить. Нужно научиться разъяснять питомцу, что и когда можно, а что – нет. Не криками и руганью. А созданием правильной мотивации с учётом влияния причинных факторов. Если у вас не получается или вы так и не знаете, как – не портите собаку. Обратитесь к специалисту.
  3. Неприемлема жестокость в обучении. Наказание – метод воздействия в крайних случаях. Старайтесь оперировать только гуманными методами. Любые отклонения от таких методик доступны только специалистам. Такие методы, как механический или контрастный допустимы. Но им может обучить только специалист.
  4. Важен чёткий режим кормления. Через 5-10 минут после предложения пищи миска убирается. Независимо от её пустоты.
  5. Не злоупотребляйте лаской. Оглаживание, лакомство, да и вообще поощрение собака должна ЗАСЛУЖИТЬ. И осознавать это.

Примеры провоцирования «плохих» поступков.

Часто мы сами провоцируем собак на такое поведение, которое и пытаемся при этом исправить. Не осознавая свои ошибки. Воспитание щенка превращается в нечто противоположное.

  1. Уходя из дома, мы начинаем успокаивать питомца, оглаживать его, причитать, вздыхать и накручивать себя и его. Что мы при этом вызываем? Усугубляем горечь расставания, тревожность. Потом думаем, как быть, если собака начинает выть в одиночестве.
  2. Придя домой с работы, надо вывести срочно собаку сделать свои дела. Как вы это делаете? Суетливо, второпях, возбуждённо приговаривая и причитая. Собака и так возбуждена вашим приходом, а тут ещё такое. Передаётся сразу же. Вскоре вы будете её ругать и одёргивать, когда она при вашем приходе будет всегда перевозбуждена. Будет лаять, хватать вас за одежду, выносить вас из дверей на улицу за поводок, как бульдозер. Распугивая жмущихся к стене подъезда соседей.
  3. На прогулке ваш пёсик облаивает чужую собаку на натянутом поводке. Что мы делаем? Начинаем успокаивать, оглаживать, говорить, что там же хорошая собачка. Слово «хороший» знакомо всем. Это поощрение. Плюс успокаивающий ласковый голос и поглаживание. Что мы делаем? Поощряем такое поведение. Скоро наш пёсик, поняв, что это хорошо, будет облаивать вообще всех подряд.
  4. Или в той же самой ситуации мы начинаем ругаться и повышать голос. Ваш питомец воспримет это однозначно. Значит, ВЫ ВМЕСТЕ ЛАЕТЕ НА ВРАГА. А итог будет такой же, как в предыдущем примере. Вот тебе и воспитание щенка.
Вывод:

Воспитание щенка – задача нелёгкая и требующая ряда навыков и терпения. Чем раньше оно начинается, тем лучше эффект. От его успеха зависит вся последующая дрессировка щенка. Ну и конечно, пренебрегать помощью специалиста тоже никак нельзя. Ведь испортить щенка очень просто, а вот исправлять – в разы сложнее.

Кинолог Яговитина Ю.А.

Дрессировка собаки в Екатеринбурге