как дрессировать собаку

Зачем и как дрессировать собаку? Дрессировочный процесс: понятие, терминология, моделирование поведенческих стереотипов.

Дрессировать собаку, значит решать сразу несколько задач по изменению её поведения в различных ситуациях. Целью дрессировки является моделирование и закрепление таких стереотипий, которые были бы комфортными для владельца питомца. К примеру, это послушание. Набор команд, которым обучена собака, должен выполняться достаточно быстро и в полном объёме, по первому требованию. Или это поведение на прогулке, в общественном месте, в транспорте, при гостях. В том числе, без таких ограничений, как намордник или поводок. Ведь воспитывать – это тоже в своём роде дрессировать собаку различными методами. только эти самые методы нужно применять грамотно, правильно, обладая определённым багажом знаний по физиологии, психологии и дрессировке собак. К сожалению, многие владельцы берутся за это дело, не обладая нужным опытом, но при этом самоуверенно полагаясь лишь на собственные силы. Итоги обычно плачевные, иногда – трагические.

Собака не рождается воспитанной.

Это в книжках любят расписывать, какие верные друзья и защитники вырастают в семьях. В жизни это случается исключительно редко. Любой щенок требует долгого методичного воспитания и дрессировки. Лишь тогда из него вырастет пёс, который умеет вести себя дома, не иметь вредных привычек, безоговорочно подходить по команде, не тянуть на прогулке поводок и даже защищать хозяина и членов его семьи.

Когда-то предков вашего питомца специально выводили, отбирая определённых особей с определёнными признаками и качествами. Необходимость дрессировать собаку диктовалась её конкретным применением. Лучшие же представители допускались в разведение. Так создавались породы – по экстерьерным признакам и рабочим качествам. Поэтому ряд способностей собаки закрепились генетически. Значит – легче дрессировать собаку определённой породы в каком-то конкретном направлении. Например, ньфаундленд легко обучаем спасению на воде. А фокстерьер – норной охоте. А вот обучить лабрадора охране объекта – навряд ли…

Отсюда ясно, что у разных пород по-разному развиты определённые инстинкты и их комплексы. Дрессировочный процесс – это целенаправленное прижизненное развитие и закрепление определённых наследственно обусловленных инстинктов и моделей поведения путём применения различных методов влияния (стимулов), меняющих поведение собаки. Но применение разных методов должно осуществляться ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Дрессировать собаку должен специалист с опытом. Иначе ряд развитых на протяжении поколений инстинктов не принесут ничего, кроме неприятностей.

Учимся дрессировать собаку – осваиваем терминологию.

Оперантное обусловливание – это обусловливание поведения его результатами, последствиями. По сути, это основа для научения кого-либо путём подкрепления поведения, если оно является желательным. Существует две его формы: научение инструментальное и творческое.         При инструментальном обусловливании происходит подкрепление спонтанных проявлений (положительным или отрицательным подкреплением), при творческом научении стимулируется мозговая, умственная, мыслительная деятельность и результаты творческого поиска. Чтобы эффективно дрессировать собаку, используются обе формы научения.

Примеры положительного подкрепления – оглаживание, похвала голосом, лакомство. Они несут в себе положительные эмоции.

Отрицательное подкрепление – воздействие негативными факторами на поведенческую стереотипию, через отрицательные эмоции у собаки.

Стимулы, модифицирующие поведение бывают двух типов по направленности – положительное (поощрение, побудительный стимул) и отрицательное (наказание). Делятся они на два типа и по времени воздействия: дискриминантный стимул воздействует ДО поведенческой реакции, а респондентный стимул – после. На деле, как правило, чаще встречаются их разнообразные сочетания. Часто встаёт вопрос об их отдельной эффективности и выстраивания стимулы в порядке иерархической значимости. Для этого используется метод функционального анализа, или, проще сказать, поведенческой диагностики. После определения функциональной эффективности каждого стимула можно начинать дрессировать собаку,  осуществлять модификацию её поведения с использованием оперантных методов.

С помощью оперантных методов дрессировки решаются задачи:
  1. Формирование новых поведенческих реакций.
  2. Закрепление уже имеющегося поведенческого стереотипа с использованием контрастного метода.
  3. Угнетение нежелательной поведенческой реакции.
  4. Ликвидация положительного подкрепления после закрепления полученного результата.
  5. Оценка итогового ответа проведённой дрессировки.

Формирование может происходить с использованием различных методов.

  • Шейпинг – поэтапное формирование сложной поведенческой модели на основе первого основного воздействия, связанного с конечным результатом. Для успешного проявления начального элемента используется вариативное подкрепление.
  • Сцепление – формирование на основе отдельных независимых элементов воздействия, сумма которых последовательно ведёт к конечному результату, который определяется последним, конечным звеном воздействия.
  • Фейдинг – процесс постепенного уменьшения воздействия формирующих влияний и, соответственно, стимулов. Чаще это встречается, когда вынуждены дрессировать собаку на основе отрицательного подкрепления.

Побуждение – вариант подкрепления голосом, фокусирующий внимание обучаемой особи на вырабатываемой модели поведения.

Аверсивными называются стимулы отрицательного подкрепления, заставляющие моделировать поведение так, чтобы эффективно избегать их повторения.

Депривация – комплекс мер по ограничению возможности реализации обучаемой собаки реализовывать свои потребности – физиологические, психологические, социальные. Дрессировать собаку с использованием социальной депривации (лишение общения с хозяином) – действенный и распространённый метод.

Инсайт – способность собаки решать новую задачу сразу, без каких-либо пробных действий, что-то типа «озарения» и одномоментного правильного решения. Выявление инсайта проводится при различных видах тестирования собаки и говорит о её высоких интеллектуальных возможностях.

Экстраполяция направления движения – способность предугадывать и прогнозировать дальнейшее движения объекта по его первоначальному движению. Это свойство позволяет быстрее дрессировать собаку, если использовать его правильно.

Понятие наказания. Отрицательное и положительное наказание.

Отрицательное подкрепление оперантных методов моделирования поведения собаки предполагает наказание. Оно может производиться двумя способами. Первый – отрицательное наказание, когда уменьшение нежелательных поведенческих проявлений осуществляется при помощи лишения чего-то привычного и необходимого. Обычно это депривантные воздействия: например, собака лишается общения с хозяином. Или пищи на какое-то время.

Второй – положительное наказание, когда добавляется какое-то воздействие, неприятное для собаки. Такой способ встречается намного чаще и представлен большим списком самых разнообразных воздействий. От окрика и рывка поводком до электроошейника и удара.

В последние годы вышло множество публикаций, особенно на Западе, о полной неприемлемости положительных наказаний в дрессировке. Доля истины в этом, конечно есть. Так как такой вид отрицательного подкрепления неизбежно сопряжён со стрессом. В настоящее время западные кинологи отрицают целесообразность дрессировать собаку с использованием положительного наказания.

Когда можно применять положительное наказание.

Тем не менее, положительное наказание успешно работает, если применяется:

  • Правильно и опытным специалистом.
  • У ряда злобных агрессивных крупных пород собак, когда дрессировка только положительным подкреплением просто никогда не даёт результата (например, кавказская овчарка или другие аналогичные породы). Ранее существовало понятие бойцовских пород, в настоящее время этот термин считается некорректным.
  • При проявлениях иерархической агрессии.
  • У отдельных агрессивных особей, воспитанных для охранной и защитно-караульной службы, когда методы дрессировки, основанные только на поощрении, не дали нужного результата.
  • При специальной дрессировке в некоторых службах, когда необходимо воспитание определённой злобности при наличии строгой дисциплины.

Безусловно, дрессировать собаку с использованием аверсивных методов всегда изначально менее предпочтительно и эффективно, чем с использованием методов положительного подкрепления. Неумелое применение положительного наказания может вполне привести к устойчивой инструментальной агрессии или наоборот, полной забитости собаки с утерей ей индивидуальных личностных качеств. Конечно, это всегда риск вреда для собаки, но есть ситуации, где без этого вообще никак не обойтись. И это будет работать у особей с сильной нервной системой, устойчивой психикой. Поэтому положительное наказание отрицать как допустимый метод дрессировки отрицать нельзя. Особенно в России, где условия собаководства, методики дрессировок и подходы к самому понятию гуманного отношения к животным отличаются от стандартов Запада. Ни для кого уже давно не секрет, какие невероятные перекосы мировоззрения давно уже преобладают среди подавляющего большинства всех слоёв населения Европы и США.

Положительное наказание – последнее средство, которое следует использовать. И лишь в очень узком перечне ситуаций.

Как дрессировать собаку правильно? Как сделать дрессировку более эффективной?

В процессе обучения видно, что темпы дрессировки у разных собак сильно варьируют. Степень послушания тоже различная. Значит нужно обозначить те факторы, которые способны увеличить вероятность с успехом дрессировать собаку.

Выявлению таких факторов помогает теория функциональных систем академика Анохина П.К. Согласно этой теории, собакой двигают не только примитивные биологические потребности. Поведение собаки определяют ещё и социальные моменты, во многом схожие с человеческими. При этом, при наличии сразу нескольких потребностей одновременно, реализуется лишь одна – самая сильная. Таким образом, преобладающий характер собаки будет напрямую зависеть от её доминирующей потребности, которая и будет определять основные сложные комплексы поведенческих реакций.

К примеру, голод создаёт мотивацию каким-либо способом обеспечить потребность в пище. Эта мотивация становится доминирующей и активирует память о всех генетических и приобретённых закономерностях её реализации. На основании прошлых закономерностей эта мотивация будет реализовываться в целенаправленное поведение – добычу пищи тем или иным подходящим в данной ситуации способом. То есть, необходимо ещё наличие некоторых условий конкретной обстановки – обстановочных и санкционирующих («разрешающих») стимулов. Например, время кормления, наличие пищи в миске, разрешение хозяина. Или близость помойки, а там – наличие чего-то съедобного плюс отсутствие ограничивающего поводка на прогулке. Это пример примитивной биологической потребности и мотивации. При этом создаётся модель будущего результата поведения ещё до его реализации, на основе предшествующего опыта.

Дрессировать собаку мы будем примерно по такому же принципу. Для обучения используются доминирующие потребности собаки, в том числе – социальные. И в процессе занятий создаются прочные модели поведенческих реакций при побуждении (подаче команды) и в итоге достижения необходимого конечного результата. Это – суть дрессировочного процесса.

Так формируется навык.дрессировать собаку

Чтобы успешно дрессировать собаку, мы по ходу обучения решаем промежуточные задачи создания определённых навыков. Навык – это выработанный комплекс последовательных действий собаки, который позволяет хотя бы частично обеспечивать её потребность. Примеры:

  • Команда «Ко мне» — собака подбежала и получила лакомство. Частичная реализация пищевой потребности.
  • Собака по команде обозначила найденный чемодан с запахом наркотического вещества. В награду получила мячик – реализация игровой потребности.
  • Собака успешно отработала после депривации в клетке и лишения общения с хозяином и заслужила одобрение, похвалу голосом, оглаживание. Это пример реализации социальной потребности общения.
  • Навык апортировки. Вырабатывается на основе игровой потребности, играет роль создание у собаки интереса к подносу предмета как к варианту игры. Хотя дрессировочный процесс можно построить и на реализации пищевой потребности.

Теперь о факторах, позволяющих эффективнее дрессировать собаку.

  1. Создание у собаки интереса к обучению. Для этого используются любые подходящие игровые способы, занятия планируются так, чтобы собака никогда не переутомлялась. Чередуются непосредственная дрессировка с играми и отдыхом. Не забывается принципы «от простого к сложному» и «постепенного нарастания», чтобы не угас интерес к обучению. Ведь именно успехи в дрессировке этот интерес и укрепляют. Чем меньше будет промежуточных неудач, тем лучше.
  2. Полноценный позитивный контакт дрессировщика и собаки. Адекватное отношение к обучаемому питомцу. Учитывая особенности воспитания собаки её владельцем, дрессировать собаку приходится с учётом её индивидуальных особенностей характера и психики.
  3. Если вы владелец собаки и сами осуществляете начальную дрессировку – прежде всего это наличие доверия к вам собаки. Без этого момента эффективность дрессировки под большим сомнением.
  4. Доверие рука об руку идёт с последовательностью. Как поощрение, так и наказание должны быть строго постоянными за одинаковые действия. Нельзя в одном случае наказать собаку за что-то, а в другой раз при повторении этого же действия – спустить всё на тормозах. Нельзя поощрять её раз за разом, к примеру, при выполнении команды «ко мне», а затем отругать её при таком же точном выполнении, но после другого проступка.
  5. Своевременность подкрепления. Как поощрение, так и наказание должны следовать за оцениваемыми действиями незамедлительно, без пауз и отсрочек. При невозможности выполнить поощрение сразу используются маркеры положительного подкрепления, например, «хорошо», «молодец», «да».

Фактически, эти понятия «своевременность – последовательность – доверие» очень взаимосвязаны.

  1. Настойчивость. Обучение некоторых собак требует большого терпения, формирование навыка может происходить после очень большого числа повторяющихся занятий.
  2. Взять на себя лидерство. Обучение собаки пройдёт быстрее, если она осознает ваш более высокий иерархический статус.
  3. Завладение вниманием. Дрессировать собаку, внимание которой вы не завладели, очень сложно.

Кинолог Яговитина Ю.А.

Дрессировка собаки в Екатеринбурге